epoxyde (epoxyde) wrote,
epoxyde
epoxyde

О пятом поколении в цифрах

Пятое поколение самолетов фактически заступило на службу в двух станах. В США условно пятое поколение в лице F-22 служит уже давно, а также в виде совсем не пятого поколения, но называемого таковым в лице F-35. В России пятое поколение в лице Су-57 (ранее – ПАК ФА) проходит войсковые испытания в боевых условиях. Судя по всему в Сирии работают два самолета с двигателями второго этапа (то есть, основными для этого самолета. Чтение длинных текстов о пятом поколении в моем ИМХО можно осуществить здесь.

Сегодня же будет таблица основных характеристик. Вот она:

2018-04-01_22-52-07.png

Цветом я выделил наиболее интересные на мой взгляд характеристики трех самолетов пятого поколения, которые сейчас стоят на вооружении. Другие страны сейчас находятся в стадии разработок. Это ориентировочные цифры, так как ни один производитель, ни одна страна не выдает всех свойств своей боевой техники. Но мы точно можем быть уверены в том, что они НЕ ХУЖЕ, чем официально опубликованные. Ведь доктрина проста: техника должна быть лучше, чем заявлено, но не хуже. Поэтому данные цифры задают, как я думаю, нижнюю границу возможностей как минимум по некоторым параметрам. Некоторые параметры мне найти не удалось, но они не особо важны.

Интересно, что только Су-57 может при максимальной взлетной массе взлететь вертикально вверх. Не быстро, но может. При тяговооруженности больше единицы разбег самолета при взлете будет минимален, а скорость набора высоты максимальной из всех трех. То есть, своего практического потолка Су-57 достигнет быстрее, чем F-22 и намного быстрее, чем F-35. При этом двигатель Су-57 почти на полтонны легче. В этом, конечно, видится и определенная ирония. Пока в России умеют создавать отличные двигатели для военных самолетов, но гражданские двигатели пока сильно им уступают. Хотя, так дело обстояло и в СССР. Но будем надеяться, что ситуация скоро изменится.

Вообще, F-35 можно даже не рассматривать в качестве конкурента, так как боевое столкновение один на один скорее всего приведет к поражению F-35 ввиду его достаточно скромных характеристик. Но об этом чуть позже.

Кажущаяся меньшая максимальная масса Су-57 в сравнении с F-22 именно кажущаяся, так как пустой самолет весит ровно на ту же тонну меньше. При этом Су-57 берет больше топлива и летит дальше. Заправив самолет не полностью, можно существенно увеличить боевую нагрузку, а без таковой дать самолету невероятную маневренность и скорость, ведь тяговооруженность тогда будет почти на 20% выше, чем у F-22, а это и более активное маневрирование, и большая скороподъемность и многие другие преимущества.

Да, Су-57 не самый быстрый из всех трех, но с предельной скоростью на 200 км/час большей, чем у F-22 и сравнимой при такой скорости дальностью полета он в итоге просто загонит F-22 в угол. По крайней мере, пространства для маневра у него будет явно больше.

Хороший результат получился и по стоимости самолета, которая оказалась чуть больше, чем у F-35, который в сравнение даже не идет, так как по сути является конкурентом Су-35 или даже МиГ-35, и существенно ниже, чем у F-22. Это означает, что при необходимости нарастить выпуск Су-57 будет проще, чем F-22 и компенсировать потери будет легче. Стоимость же прямых конкурентов F-35 еще ниже: Су-35 стоит 34 млн долларов за единицу,  Доведенный до серийного производства МиГ-35 будет стоить еще меньше (МиГ-29, например, стоит 22 млн долларов за единицу, а при некоторой модификации он практически идентичен F-35).

Но все эти сравнения имеют смысл лишь в абстрактном бою. В практическом же бою, имея несколько лучший радар, F-22 и F-35 уступают Су-57 в дальности действие основного средства поражения – ракет класса «воздух–воздух». Имеющиеся на вооружении и испытывающиеся ракеты из арсенала вооружений Су-57 имеют в 1,5–2 раза большую дальность поражения целей, чем стоящие на вооружении и в арсенале F-22 и F-35. Иными словами, даже обнаружив Су-57, пилот F-22 или F-35 будет вынужден какое-то время бездействовать, так как средств поражения у него нет.

Сближаясь же на дистанцию действия ракет, пилот оказывается в очень невыгодном положении. С одной стороны, на максимальной дальности ракеты теряют эффективность и результат их действия может быть нулевой (скорее всего, будет нулевым), с другой – пилот Су-57 получает преимущество, так как может запускать ракеты высокой дальности с гораздо меньшего расстояния, а также может навязать противнику ближний бой, в котором будет иметь преимущество.

Второй проблемой применения F-22 и F-35 в условиях реального конфликта будет сама стратегия ВВС США. Как правило, эта армия действует на большом удалении от своей территории, оперируя в небе противника. Это хорошо работает в случае не самых защищенных стран. Фактически, пока Сирия не имела никакой современной системы ПВО, операции ВВС США там были обычным делом.

Если же авиация США будет действовать в небе, хорошо просматриваемом и закрытом современными средствами ПВО, самолетам придется, во-первых, тратить время и топливо на долет до зоны выполнения задания. Во-вторых, действие в условиях, когда активно работает ПВО противника – это вынужденные неудобства в виде полета на максимальной или минимальной высоте, высокие скорости, низкая точность бомбометания и т. д.

Полет на максимальной высоте – это невозможность точного поражения целей. Полет на минимальной, когда радары не видят самолеты, – это постоянная опасность атаки сверху и даже с поверхности ракетами класс «земля–воздух», которые не имеют жестких ограничений по массе и системам наведения. То есть, со всех сторон самолеты будут обложены и постоянно находиться под угрозой поражения.

Военная доктрина ВВС РФ, напротив, строится именно на действии под прикрытием собственой ПВО и в границах государства или территории постоянного базирования, как в Сирии.

Такие дела.

Tags: думать, теория, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments