epoxyde (epoxyde) wrote,
epoxyde
epoxyde

Игра престолов

Во всем сериале есть огромная дыра. Если мы верим режиссеру и автору оригинального произведения, то мы наблюдаем общество, технически находящееся на уровне земного средневековья, нам нужно знать, что весь сериал нужно слить в трубу. Сам я сериал не смотрел, но регулярно смотрю VFX Breakdowns, публикуемые разработчиками ПО. Каждый из роликов, показывающий VFX-сцены в «Игре престолов» обязательно содержит кадры масштабных сражений (вообще, crowd-симуляция сейчас на пике и вместо одного массивного приложения Massive появилось множество небольших функциональных и легких расширений, которые позволили в любой, даже не самый бюджетный фильм, вставлять масштабные потасовки с участием десятков тысяч агентов).

game-of-thrones-609c.jpg

[100500 тысяч солдат]

Если не ошибаюсь, то такими сценами отличился каждый сезон и даже не по разу. Что ж, сценаристы и режиссер наступили на обычные исторические грабли, на которые наступают все режиссеры фильмов в антураже средневековья и античности. На них наступил Джексон (и даже много раз), снимая «Властелин колец» и «Хоббит». На него наступили режиссеры «300 спартанцев», «Царства небесного», «Трои» и других современных фильмов.

Главная ошибка здесь исключительно техническая: общество на этапе средневековья не обладает необходимыми производственными силами для обеспечения многотысячных армий, построенных по образцу регулярной современной армии. В Древней Греции и Древнем Риме армия была, условно говоря, созывной и фактически пожизненной. То есть, в мирное время государство содержало небольшую армию, а основная ее часть находилась на самообеспечении. Например, Александр Македонский в свой Северный поход (в котором покорил Фивы) взял всего 15 тысяч солдат. Даже в битве при Гавгамелах у Македонского было около 47 тысяч солдат, которых набирали по всей Древней Греции на пике господства Македонии.

Обеспечение такой армии единой униформой, безусловно, было невозможно. Каждый солдат имел свой личный комплект брони и оружия. Это правило перекочевало в европеское Средневековье, где каждый солдат также обеспечивал себя доспехами и оружием самостоятельно на период войны. Исключение могли составлять только те части, которые требовали постоянной тренировки, например, лучники, которые высоко ценились. Всадники, как правило, также самостоятельно обеспечивали себя лошадьми. И уж тем более, никакое производство не могло обеспечить многотысячную армию однотипными доспехами, ведь каждый доспех тогда, будучи железным, ковался под конкретного владельца. Единообразная форма является отличительной чертой регулярной армии, подобие которой впервые появилось в Европе только в 15 веке при Карле VII. До этого армия также была созывной и держалась на земельных отношениях (земля в обмен на военную обязанность).

got-bastards3.jpg

Что же касается конницы, то она практически всегда была малочисленной (сравните 40 тысяч пеших и 7 тысяч конных войнов у Александра Македонского в самом большом его стражении). Потеря большого количества конных солдат и их лошадей практически гарантировало отсутствие такого рода войск в армии государства в ближайшие несколько лет, пока снова не наберется достаточное количество опытных бойцов и дрессированных лошадей.

С потерями связана и вторая ошибка режиссеров «Игры престолов». Насколько мы можем судить (и как уже сказали), мир сериала вполне соотносится с европейским средневековьем. Об этом говорит и характер вооружения (практически исключительно холодное оружие), и характер флота – это парусные корабли достаточно примитивной конструкции (крупные парусные суда появляются в Европе уже после Великих географических открытий как ответ на необхдимость перевоза и защиты грузов из Нового Света и расширяющихся колоний.

Общество в эпоху Средневековья едва поддерживало собственную численность по многим причинам, от регулярных неурожаев и голода, до крайне примитивной медицины. В «Игре престолов» это общество еще и находится под прессом зимы с неизвестной перспективой. Соответственно, воспроизводство населения должно быть очень медленным, просто обязана иметь место высокая детская смертность, практически регулярные эпидемии, голод и прочие радости средневековой жизни.

Таким образом, однажды собранная многотысячная армия, потерпевшая серьезное поражение и потерявшая большую часть личного состава (впрочем, как и победившая и потерявшая значительную часть солдат) в следующий раз сможет собраться лишь через несколько лет, если глава государства не хочет окончательно уничтожить любое производство, от сельского хозяйства, до кораблестроения.

Game-of-Thrones-Season-4-Rodeo-FX-Breakdown-4.jpg

А в сериале сражения с практически тотальным уничтожением проигравшей стороны и огромными потерями вообще являются чуть ли не правилом. Судя же по главным героям, которые не особо меняются, события происходят в рамках десятка-двух лет, за которые успевают собраться новые армии, оснащенные по образцу регулярных. В одном из самых крупных сражений Средневековья – битве при Гастингсе – с обеих сторон участвовало по 7-8 тысяч солдат, а сражение длилось около десяти часов, что было весьма редким явлением. Крупные армии собирались лишь в эпические походы и наскребались по сусекам и другим государствам в виде наемников. Решающие сражения многих войн происходили между армиями, насчитывающими по паре-тройке десятков тысяч солдат.

Повторимся, что содержать многотысячные армии на регулярной основе, как это показано в сериале, никакое государство технического и социального уровня Средневековья было не в силах. Но режиссеру очень хочется показывать эпические сражения, а зрителю хочется их видеть. А единственный способ иметь такие армии – это население численностью в несколько сотен тысяч и даже миллионов человек, что для Средневековья означает (кроме упомянутых голода и эпидемий при их уровне санитарии и сельского хозяйства) практически на 100% занятую сельхоз. угодиями территорию любого из названных государств и практически полное отсутствие лесов, которые необходимы еще и для строительства флота.

Если бы сегодня средняя европейская страна вроде Австрии перешла на средневековый тип производства, через пару лет с ее территории исчезли бы все леса, а урожаи упали бы в десятки раз. За этим последует естественное регулирование численности населения и возвращение к немногочисленному населению. Напомним, что по самым оптимистичным оценкам население Древней Руси перед нашествием Батыя составляло около 15 миллионов человек на территории в 1,33 млн кв. км (площадь нынешней объединенной Германии – 357 тыс. кв. км). По другим оценкам на начало 1000 года н. э. на территории Древней Руси проживало около 5,4 млн человек. При этом к решающему сражению с войском Золотой Орды объединенное Московское княжество с союзниками сумело собрать лишь около 50 тысяч человек против, по разным оценкам, от 60 до 90 тысяч человек. При этом разгром такого незначительного по современным меркам войска фатально сказался на Золотой Орде. Лишь через 100 лет к Стоянию на реке Угре Большая орда смогла собрать по некоторым оценкам до 100 тысяч человек. Но, судя по ходу тогдашних событий, численность войска была существенно меньше.

Таким образом техническая часть сериала страдает типичной для подобных фильмов болезнью – желанием показать то, чего никак быть не может. Зрители вообще редко задумываются над такими важными мелочами, сосредотачиваясь на самом повествовании. Впрочем, фильмы для этого и снимаются.

Tags: запиливать, история, находки, опыты, смотреть, читать
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments