epoxyde (epoxyde) wrote,
epoxyde
epoxyde

Исторический реализм

В учебниках истории и научно-популярных книгах по любым направлениям, где так или иначе затрагивается исторический контекст (будь то биография тов. Ньютона или жизнеописание египетских царей) очень часто проскакивает одна и та же мысль, выражаемая в разных формах и словосочетаниях. Это рассуждение о том, какие мотивы двигали тем или иным историческим и не очень лицом, о чем это лицо думало. Эта особенность подмечена давно и давно справедливо раскритикована. Мы не можем знать, о чем думал тот или иной человек, если не имеем его личных писем, дневников и прочих отражений собственных размышлений. Это объективно.

Впрочем, даже имея таковые, мы получим лишь отражение мыслей на бумаге. Мы сможем восстановить с некоторой погрешностью даже ход мыслей изучаемого человека, даже систему его взглядов на мир. Но нам недоступно главное – контекст.

Скажем, для жителя Египта династического периода было совершенно очевидно, что бог Ра управляет Солнцем. Что он, как скарабей, катит его. А Нут каждое утро пожирает звезды, чтобы к вечеру родить их снова.

Это нам сейчас такая картина мира обоснованно видится мифологичной, а для жителя Египта тогда это была единственно верная картина, не подлежащая сомнению и не имевшая абсолютно никаких альтернатив. В этой системе египтянин рождался, формировался как личность, жил и умирал.

Попробуйте воспринять эту картину мира также естественно, как для вас является само собой разумеющимся тот факт, что материя состоит из атомов, в центре атома есть ядро, а вокруг ядра существую электронные оболочки. Даже, если вы не очень хорошо учились в школе и потом выбрали не естественный профиль обучения в вузе, то планетарная модель атома так или иначе врезалась в память и стала той частью картины мира, которая не подлежит сомнению – атом не является неделимым, атом является структурной единицей материи.

Мы выстраиваем свое понимание мира от таких простых, почти априорных истин. Люди прежних эпох имели другие истины и видели мир абсолютно не таким, каким видим его мы. Отсюда совершенно отличное от нашего понимание собственного места в мире, в той картине, которая без преувеличения формировала человека.

Так вот, этот контекст нам никогда уже не будет доступен. А он крайне важен для понимания исторических процессов и событий, которые мы сегодня изучаем с нашей, современной, совершенно иной точки зрения. Поэтому мы, как бы ни старались, не сможем понять мотивацию отдельных личностей и целых народов.

Для нас сегодня совершенно естественным является плюрализм мнений и мировоззрений. Но даже при этом мы совершенно не можем существовать без определенной идеологии, некоей глобальной идеи. Чем дальше в прошлое, тем большее значение имеет идеология, тем больше особенностей жизни каждого человека она определяет, тем сильнее влияет на поступки.

Сегодня только отчаянные карьеристы готовы на самопожертвование для своего начальника. Несколько тысяч лет назад воля хозяина или царя была императивом, она не обсуждалась, а подчиненные добровольно уходили из жизни, если это требовалось.

Само восприятие собственной жизни и собственного существования было радикально иным. Нам сегодня практически невозможно понять, как виделась людям прошедших эпох их жизнь и их смерть. Мы сейчас знаем, что смерть – это прекращение существования и исчезновение личности и руководствуемся этой моделью в поисках возможностей продления жизни и никак не примиримся с этим фактом.

Лет 500 назад смерть рассматривалась лишь в качестве перехода между жизнью на Земле и жизнью на небе. Поэтому ценность жизни была куда ниже, что позволяло людям относиться к ней достаточно халатно. Смерть была, конечно же, трагедией, но те, кто еще жив, были уверены, что после собственной смерти снова встретятся с умершими.

Нам, живущим в 21 веке, понять, как именно было устроено восприятие смерти у людей тогда невозможно. И это только один пример из тех тысяч, которые можно привести, которые ставят вопросы, на которые у нас нет и никогда не будет ответов. Потому что исторический реализм невозможен в принципе. Невозможно достоверно воспроизвести условия ушедших эпох, а наше знание о них всегда будет искаженным нашими же знаниями. А о глобальной идее – чуть позже.

Tags: для кругозора, думать, заметки, история, люди, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments