epoxyde (epoxyde) wrote,
epoxyde
epoxyde

Манеточное



Манетки — важная, если не самая необходимая часть системы управления велосипедом. От того, как они устроены, зависит удобство езды. Функция манеток — торможение и переключение передач. Часто манетки неправильно называют переключателями. Переключатель находится внизу, непосредственно у звезд. Он перекидывает цепь со звезды на звезду.
Если разделить все манетки очень грубо, то получится две группы. Первая — обычные манетки, которые знакомы каждому. Их устанавливают едва ли не на все велосипеды MTB и многие дорожные прогулочные. Сейчас это все больше комбо-манетки, в которых шифтер (ручки переключения передач) объединены в одной компоновке с ручкой тормоза. Вполне удобные манетки, когда нужно крепко держать руль, например, на неровной дороге.

[Про шоссейные манетки]Но вторая группа — шоссейные манетки — предназначена для установки на шоссейные велосипеды, которым один путь — по ровному асфальту. Но, если честно, я не нахожу в городах другой дороги. По проселку горожане ездят не чаще, чем летают на вертолете. Шоссейные манетки — это тоже комбо-манетки, но со своим уникальным характером. Их история начинается с того, что на шоссейных велосипедах, на руле типа «баран» ручки тормозов стали выносить вперед, чтобы не менять положения тела, когда нужно было тормозить. Достаточно было просто протянуть пальцы и ухватиться за рукоятки. Потом к таким рукояткам добавилась функция переключения передач. И стали они называться dual-control, что означает, что ручка тормоза работает еще и как ручка переключения передач (правая переключает задние от малых звезд к большим, левая — передние тоже от малых к большим). За сброс с больших на малые отвечает отдельная ручка. А теперь стали производить и манетки, где за перевод цепи с больших на малые задние звезды отвечает отдельная небольшая ручка, а ручка тормоза остается свободной.







Такие манетки намного практичнее обычных. И вот почему:

Во-первых, сам руль-баран и шоссейные манетки позволяют менять посадку, что важно и в длительных поездках, и в скоростной езде. Высокая посадка позволяет ехать почти также, как на обычном велосипеде. Низкая — ехать быстрее. Можно лечь на руль и дать отдохнуть спине и рукам:





Браться за ручки манеток можно также двумя способами, при этом почти никакого изменения в силе, прилагаемой для переключения передач не происходит:





А теперь — самое интересное. В отличие от обычных манеток, шоссейные позволяют переключать передачи не одну за другой, а сразу перескакивать через одну, две и более, если то требуется (современные переключатели с электроприводом могут перекидывать цепь на задних звездах сразу от первой к последней и обратно, а звезд в шоссейных кассетах бывает по 11 штук):







Хотя сделано это для уменьшения времени смены передач (в гонке все важно), такая система хороша и в обычной езде. В городе редко приходится крепко держать руль, чтобы он не вылетел из рук, которым на обычном, прямом руле, что ни говори, неудобно.
В общем, такой манеточный пост получился. Я теперь только шоссейные манетки понимаю, хотя иногда выехать на MTB — тоже вполне себе. Но переключение сразу нескольких передач сводит для меня некоторые преимущества других систем на нет.
Tags: катать, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments