epoxyde (epoxyde) wrote,
epoxyde
epoxyde

Ворошиловские стрелки

1941 год, 22 июня. Что произошло в этот день, мы все помним. В этот день СССР испытала на себе, что такое - германская военная машина. Десятки пехотных дивизий, обученных и вымуштрованных, танковые клинья, авианалеты - один большой и стремительный блицкриг. Ни одна страна Европы не смогла противостоять вермахту. Однако именно нападение на СССР стало началом конца гитлеровской Германии. Мы все знаем (надеюсь, что и мои читатели тоже) ход главных событий Великой Отечественной. Битва за Москву, Сталинград, Ржев и Вязьма, оборона Ленинграда, Курск... и от Курска началось масштабное наступление Красной армии, которое закончилось 2 мая в Берлине. А между ними были Крым, Белоруссия, Украина, Европа. Но я сейчас хочу рассказать не о том, где и как советские бойцы закапывали в землю отборные дивизии вермахта и как гнали их на их же родину.
В 1941 году в Европе не существовало такой армии, которая могла бы противостоять Германии. Немецкое командование создало совершенно новую тактику ведения боя, с которой никто не был знаком и никто к ней не был готов. Не готов оказался и Советский союз. У нас тоже готовились к наступательной войне, но не к обороне. Поэтому блицкриг стал неожиданным, а технически поддержанный, с передовыми танками, самолетами, каких не было ни у кого, в общем, он помог Германии максимально использовать фактор неожиданности. Но это вступление.
1941 год, июнь. На фронт уходят вчерашние выпускники, студенты, еще не успевшие отслужить в армии. И нам всем привили образ необстрелянного новобранца с мосинской винтовкой (хорошо, что не с палкой или черенком от лопаты), который даже не знает, как обращаться с оружием, трясется в окопе в ожидании немецких танков, сжимая в руках гранату в виде бутылки. Парадокс, но эта картина также далека от истины, как боец в обороне с наступательной гранатой (та самая, что по форме - как бутылка). Что до гранаты, то в обороне наступательная граната не особо полезна, так как не позволяет уничтожать большое количество живой силы наступающего противника. Для этого служат осколочные гранаты (те самые шишки). Но и сам вчерашний школьник в окопе - едва ли не больший миф.
Возможно, теперь уже и не знают, но был такой предмет в школах - начальная военная подготовка, выродившийся в конце девяностых в демонстрацию образцов стрелкового оружия (обычно разнообразие ограничивалось АК-74 с патроном 5,45 мм) и пары учебных гранат (как раз - «шишек»). Кому-то удалось побывать на стрельбах, где выдали по автомату с рожком, заряженным десятком патронов. Но большинство просто училось одевать противогазы да изучало вопросы воинского учета. Так вот если завтра начнется война, картина трясущегося в окопе, не умеющего обращаться с автоматом пацана окажется абсолютно правдивой. Но тогда все было иначе.
Тридцатые годы 20 века в СССР стали временем расцвета предмета начальной военной подготовки. Тогда это были не получасовые занятия по теории, а полноценные обучающие курсы для всех. Проходила не только физическая подготовка, но и обучение обращению со стрелковым оружием, ручными гранатами, а кое-где даже преподавали основы ведения боя. И все это касалось отнюдь не солдат РККА, а самых обычных школьников и учеников других учебных заведений. Надо сказать, что и женская часть населения тоже обучалась этому. Чего стоит одна система нормативов ГТО, куда входила в тои числе и стрельба из боевого оружия (16-18 лет и выше). О других способах начальной военной подготовки и говорить не стоит. Они были куда более серьезными.
Поэтому едва ли не каждый выпускник школы имел неплохое представление о том, что такое - трехлинейная винтовка Мосина образца 1891-35 года, как нужно из нее стрелять, как заряжать, разбирать и обслуживать. Едва ли для кого-то из них это оружие стало в новинку. На фрон уходили не новички, а вполне способные к обращению с оружием ребята. Само собой, никто из них никогда не видел настоящего врага, настоящего танка и настоящего самолета. Им было страшно, но во многом благодаря тому, что у них была хорошая первоначальная военная подготовка, они держались, не покидали своих позиций, воевали. А еще у них был патриотизм, который и прививался во время таких уроков, а как иначе можно вообще было учить обращению с оружием?
Отдельно надо сказать о ворошиловских стрелках. В вермахте не существовало как такового понятия снайпер. Не было отдельных отрядов и никто специально снайперов не готовил. В СССР система подготовки снайперов была и ей уделялось много внимания. Для них выпускались специальные винтовки Мосина. Лишь спустя длительное время германское командование осознало, что просчиталось и начало спешно формировать снайперские школы и готовить своих стрелков.
В 1941 году СССР столкнулась с новым для себя врагом, победить которого было практически невозможно. Но немцы не рассчитывали, что встретят серьезное сопротивление. Полагали, что война с СССР будет такой же легкой прогулкой, как и до того в Европе. Что из этого вышло, мы все уже знаем, историю не перепишешь. Я считаю, что во многом благодаря именно грамотной и хорошо поставленной системе начальной военной подготовки Советский союз сумел сначала остановить, а потом и разгромить германскую военную машину.
Tags: для кругозора, думать, история, как это было, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments