epoxyde (epoxyde) wrote,
epoxyde
epoxyde

Пятое поколение

Пока мой мозг находится в режиме обдумывания естественно-научного поста, я читаю книгу об истории авиации. Знаете, всегда нравилась военная авиация, которая - суть и была двигателем прогресса летательных аппаратов вообще. Историю военной авиации можно начать с первой мировой войны, когда бомбы с самолетов сбрасывались вручную (причем, в самом прямом смысле: пилот брал с собой гранаты и скидывал их), а тактику воздушных боев еще только начали писать асы бипланов. А потом был период гигантомании и осознания, что самолет лучше строить из металла целиком. Поршневые двигатели выжали все возможное, что можно было выжать. Летать стали дальше, удобнее, быстрее. Моноплан стал главной конструкционной идеей. Вторая мировая дала хорошего пинка всем авиаконструкторам. Пришлось выжимать то, что не было выжато из поршневых двигателей, чтобы сделать самолеты тяжелее (броня и боекомплект весят много). Другие работали над легкими авиаматериалами. Третьи поняли бесперспективность поршневых моторов и стали искать альтернативы, найдя их в турбинах и реактивной тяге. Вторая половина 20 века окончательно утвердила реактивный принцип движения в авиации, дав, однако, турбовинтовым самолетам занять весьма существенное место (ибо дальность полета на таких двигателях при том же запасе топлива и весе была много больше). Вторым трендом стало преодоление звукового порога. И его тоже взяли. С начала 80-х годов 20 века стало даже обидно не иметь собственных боевых самолетов (в частности — истребителей), у которых крейсерская скорость ниже 1 Маха. Собственно, с этого времени и начинается история истребителей пятого поколения.
Концепция боевого самолета пятого поколения весьма размыта и может значительно отличаться в разных школах самолетостроения. Но в общем все сходятся в одном: самолет должен быть быстрым (крейсерская скорость без форсажа выше 1 Маха), экономичным (дальность полета до 3 тысяч километров), с высокой тяговооруженностью (способен нести большой боезапас), быть малозаметным или незаметным вовсе для вражеских РЛС. Достаточно важным требованием к истребителю пятого поколения стала способность вести маневренный воздушный бой. Последнее, кстати, очень долго игнорировалось в ВВС США и стран НАТО. Считалось, что новое ракетное вооружение и бортовая электроника позволят уйти от прямого контакта и обойтись лишь обменом ракетами по принципу «первый увидел, первый выстрелил и поразил». В середине 80-х СССР продемонстрировал миру свою новую разработку - СУ-27. Самолет, можно сказать, перечеркнул все надежды зарубежных конструкторов на бесконтактный бой. До сих пор СУ-27 и его дальнейшие модификации рассматривают, как потенциально не поражаемые в бесконтактном бою. То есть самолет такого типа имеет возможность уйти от поражения ракетой «воздух-воздух» благодаря феноменальной маневренности (фигуры высшего пилотажа «кобра» и «колокол» до сих пор выполнялись только на советских и российских самолетах). Именно СУ-27 внес еще одну коррективу в проект самолета пятого поколения — управляемый вектор тяги. В этом отношении показательна оценка Пентагона, данная самолетам семейства СУ-27, в которой отмечается, что СССР наметил и реализовал все основные черты самолета пятого поколения еще до того, как на западе начались работы над ним. Более того, американские (а именно США стоит рассматривать в качестве законодателя авиамоды за рубежом) самолеты только в начале 21 века научились летать примерно так, как уже 30 летают русские самолеты. Но даже при этом США отказались от реализации сверхманевренности в истребителе пятого поколения (надо сказать, что этот ход относительно оправдан в столкновении самолета пятого поколения с более старыми самолетами, а вот в контакте двух истребителей пятого поколения ставка на тактику «первым увидел — первым сбил» уже не сработает). Таковы основные концепции боевой авиации на данный момент.



Пока только у США и России есть в наличии либо серийный истребитель пятого поколения, либо предсерийные образцы. При этом стоит учитывать, что современные российские истребители классифицируются как истребители поколения 4+, т. е. в реальном бою они имеют неплохие шансы на победу над истребителем пятого поколения. Но при всей длинной преамбуле хочется прежде всего поговорить о том, о чем так любят поспорить разнообразные холиварщики. А именно - кто у кого украл идеи. Не нужно быть особо внимательным, чтобы заметить, что все проекты похожи друг на друга, как две капли воды (почти). Соответственно, на этой почве и возникает разговор о том, что страны воруют друг у друга идеи.
Конечно, шпионаж имеет место быть, но при этом давайте учтем, что самолет — устройство весьма зависимое от режимов эксплуатации. Т. е. его форма и содержание определяются назначением в гораздо большей степени, чем, скажем, у локомотивов или автомобилей. Теперь надо вернуться к заявленным положениям концепции истребителя пятого поколения.
Инженерная и научная мысли в разных странах идут примерно в одном направлении и решают одни и те же задачи. А коли так, то и способы решения будут весьма схожи. Здесь на удивление хорошо работает пример биологической эволюции — в одинаковых условиях разные группы организмов вырабатывают схожие приспособления. То есть дельфин не просто так похож на акулу, а птерозавры - на современных летающих млекопитающих. Путь эволюции, пройденный ими, крайне схож, а потому похожи и результаты. Вот и самолеты пятого поколения, в конструкции которых решаются одни и те же, в общем-то, задачи, обрели сходный облик. Не потому, что кто-то у кого-то украл идею, а потому, что вот в такой форме фюзеляжа, крыльев, хвостового оперения воплотились наиболее эффективные решения поставленных задач. Законы физики, как и положено, одни на всех, материалы, которые можно создать, тоже будут примерно одинаковы по своим свойствам. Различия, при том весьма существенные, можно наблюдать только в начинке этих самолетов.
А что в итоге? В итоге разработка истребителя пятого поколения показала, что нет никаких сильно альтернативных путей в конструировании авиатехники. Даже больше — пятое поколение просто собрало все плюсы предыдущих поколений, практически ничего нового не добавив. Конструкторы поняли, что невидимость для радаров — это мечта, что огромные скорости просто недостижимы или аппарат разрушится в силу особенностей и ограниченности применяемых материалов, что никогда не получится добиться полного доминирования в воздухе над потенциальным противником иначе, как численным превосходством. На мой взгляд, пятое поколение истребителей — это в определенной мере шаг назад, разве что вырастут скорости и дальности ведения боя, да сольются в одной машине несколько имеющих более узкие назначения. Новая начинка позволит выполнять боевые задачи эффективнее, при меньшем участии пилота. Можно даже увидеть в новых самолетах черты самых первых поршневых бипланов первой мировой войны — черты универсальной боевой машины, предназначенной для выполнения широкого круга задач, хотя история авиации в 20 веке знала периоды столь узкой специализации, что в пору бы составлять систематику самолетов. Впрочем, подобные тенденции можно наблюдать почти повсюду. Что ж, посмотрим, куда заведет техническая эволюция в одном из самых требовательных своих направлений.
Tags: длинный пост, для кругозора, думать, заметки, писанина, техника, эволюция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments