epoxyde (epoxyde) wrote,
epoxyde
epoxyde

Ирония войны для фронтовых кинооператоров

Сейчас, когда до Дня Победы осталась пара дней, интернет будет кипеть (и уже кипит). Споры о том, кто прав, а кто виноват, кто победил, а кто проиграл... Такая сторона этого Дня мне особенно противна. Как будто нельзя говорить об этом в течение года, между собой. Лучше, конечно, вообще не говорить. Подобные темы могут волновать лишь тех, кто ищет только повода о чем-то поспорить да подлить масла в огонь. Я же в дни перед 9 мая хочу писать совсем о другой стороне Великой Отечественной войны. Не хочу никакой политики, никакой экономики, никакой статистики (хотя, без цифр не обойдется). День Победы - не тот день, в который это уместно.
Другая сторона Великой Отечественной войны - это не модная ныне "окопная правда", которой появляется тем больше, чем меньше участников остается с нами. Для меня это то, о чем обычно вообще забывают сказать. А об одних участниках войны не то, чтобы забывают говорить, просто, наверное, в голову не приходит. Но именно их работа позволила нам увидеть Великую Отечественную. Это, конечно же, фронтовые кинооператоры и фотографы.
Они были полноценными участниками войны, только кроме оружия всегда и везде носили с собой кино- или фотокамеру. Порой их работа проходила на передовой, в первых рядах в атаке, на только что захваченных плацдармах... Везде в центре событий. И даже тогда, когда бои затихали, кинооператоры продолжали работать, оставляя на километрах фото- и кинопленки летопись каждого дня войны. Всего их было 258 операторов - людей с камерами и оружием. Почти каждый был ранен. Каждый второй получил тяжелое ранение, а больше четверти из них погибли. Но их работа оказалась не менее важной, чем повседневная служба обыкновенного солдата. Их руками были сняты первые месяцы войны и всеобщего отступления. Они снимали контрнаступление под Москвой в сорок первом, Сталинград, Курскую дугу, битвы за Днепр и далее по всей Европе. Это они дали миру возможность увидеть Берлин и Вену весной сорок пятого, красный флаг над Рейхстагом, подписание капитуляции... Все самые важные и не очень моменты той войны мы можем увидеть, благодаря героическому труду фронтовых кинооператоров.
Ирония в работе кинооператора заключается в выборе средства и выборе - снять или выжить. А иногда приходилось делать и то, и другое. Что важнее: снять важный момент или взять оружие и стрелять, чтобы остаться в живых? Мы теперь знаем, что они выбирали первое. И часто уходили с позиций в числе последних и в числе первых занимали новые.
Еще одна ирония их работы состоит в том, что снимали в основном германскими фотокамерами Leica. Так получилось, что, готовясь к войне, воздушные силы Третьего Рейха проводили аэрофотосъемку границы СССР именно камерами Leica, ими же снимали и первые месяцы своего "Блицкрига". Но и флаг над Рейхстагом тоже был сфотографирован камерой Leica. Этими же камерами сняты колонны пленных немцев в Москве, 
Вот такая у них была работа. Работа, которая теперь останется с нами. Даже тогда, когда все они уйдут.
Tags: даты, история, как это было, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments